Север, день 4/7 - Хинкэуцы, Клокушна, Окница, Липник (18.08.2020)

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

ВТОРОЙ ДЕНЬ

ТРЕТИЙ ДЕНЬ

ПЯТЫЙ ДЕНЬ

ШЕСТОЙ ДЕНЬ

СЕДЬМОЙ ДЕНЬ

 День четвёртый. Сегодня мы много времени проведём в Хинкэуцах - посмотрим местные церкви, включая одну деревянную, посетим маленькое кладбище, где захоронены представители семейства Стамо, побродим по руинам усадьбы Кантакузино, которая поначалу нам показалась не очень привлекательной, а в итоге оказалась одной из самых интересных, что мы видели. После проедем в Хэдэрэуцы глянуть на тамошнюю деревянную церковь. Заедем и в Клокушну. Потом через село Окница проедем в Липник. В Окнице посмотрим на то, что осталось от усадьбы Стамати, а также на его могилу у местной деревянной церквушки. У Липника мы соберёмся ночевать, но сначала глянем на колодец «Фынтына Кадыней» у поля, на котором Штефан чел Маре разбил татар 550 лет назад.

Очередной рассвет. Сегодня встречаем его на высоких рифах на берегах реки Лопатник у села Каракушений Векь.

Утреннее солнце начинает освещать места, знакомые нам по предыдущим вылазкам. Вот там - ущелье Борта Чунтулуй, также прорезанное Лопатником в толтровой гряде. В ущелье есть и одноимённый грот (даже два).
Не теряя времени собираемся, и едем в Хинкэуцы. Сначала - смотреть деревянную церковь. Но вы её не сразу заметите, потому что новая каменная обязательно обратит на себя всё ваше внимание. Однако о ней чуть позже.

Подходим к деревянной церкви.

Михайловская деревянная церковь появилась в Хинкэуцах в 1806 году. Считается, что её привезли с собой переселенцы из села Ломачинцы. Это тоже Бессарабия, но ещё севернее - сейчас это в Украине.
За церковью стоят несколько старых каменных надгробий с трудночитаемыми надписями. Наше внимание привлекает тот памятник, что слева. Этот скромный камень установлен в память жертв Первой и Второй Войн.
На других ничего не прочесть - надписи покрыты слоями извёстки.
Но самое интересное - с другой стороны старой церкви. Там огорожен небольшой участок, где захоронены представители семьи Стамо, которым принадлежали местные земли.
Там же на других надгробиях можно прочесть и другие именитые фамилии. Слева погребена Эмилия Ивановна Лазо, справа - Мария Егоровна Лойз.

Но центр внимания на этом маленьком кладбище - большой памятник с портретами представителей семьи Стамо.
Здесь захоронены: Николай Захарьевич Стамо, Валерия Ивановна Стамо, Михаил Николаевич Стамо.
Памятник изготовили и привезли аж из самой Варшавы.
Есть там надгробия на вид и постарше, но снова надписи нечитабельны.
Зато можно разобрать различные символы.
Посмотрим на новую церковь. Она просто огромна. Местная жительница нам рассказала, что строят эту церковь уже 30 лет, но достроить никак не могут. Периодически собирают пожертвования на строительство, но сколько тут с местных собрать. Тем более, что спустя 30 лет в эту церковь на праздники приходят всего человек 15. Зимой все службы проводят в старой деревянной маленькой, и все помещаются. Мне, например, церковь новая нравится. Нравится тем, что выглядит необычно и своей историей - за 30 лет эта громадина уже стала ненужной в своих размерах, но достроить её придётся. И вижу, как лет через 100 сюда будут приходить туристы, слушать гида и восхищённо охать. Может, к тому времени и достроят.
Выезжаем из Хинкэуц и едем в сторону соседней Пояны. Не доезжая до Пояны нужно свернуть в сторону очередной заброшенной усадьбы.
Эта усадьба принадлежала трём семействам - Лойз, Кантакузино и Шмидт. Известна она как усадьба Кантакузино, поэтому так и будем её называть.
Выглядит неприглядно и скромно, но это потому что нынешний подъезд - он не главный и не парадный, и приводит он к задним фасадам основного здания.

Другие стороны выглядят чуть побогаче, но всё равно достаточно скромно и сдержанно.
Вот с этой стороны и расположен парадный вход в усадьбу. Всё очень сильно заросло, в том числе и высокой и густой крапивой.
Парадный вход ведёт в самый большой зал усадьбы. Сразу понимаем, что здание уже сильно повреждено.
В главном зале усадьбы когда-то и камин стоял. И от него ещё что-то осталось.
Бродим по комнатам. Изнутри здание оказывается больше, чем может показаться снаружи.
Потолок местами уже обвалился. Смотрю кирпичи - они все без клейм.
На некоторых окнах сохранились деревянные ставни.
А вообще из всех окон сейчас видны исключительно джунгли.
Вот в этом мрачном зале мы впервые столкнулись с чем-то, что, наверное, можно отнести к паранормальным явлениям. Я бы посмеялся, но дело в том, что случилось это со мной. Рискуя выглядеть немного сумасшедшим лишь кратко опишу - в определённой точке этой комнаты я ощутил вокруг себя нечто вроде восходящего вихря, при этом сразу же почувствовал сильное головокружение. Отпрыгнул, и всё вернулось в норму. Желающих наступить на это же место не нашлось. Ничего подобного раньше не испытывал, и, к слову, это вовсе не помешало нам исследовать усадьбу дальше.
В советский период территория бывшей усадьбы была приспособлена под детский дом и позже - под санаторий для больных туберкулёзом. Там ещё можно найти строения этой эпохи.
Строение советского времени. Пустует и разваливается, как и всё вокруг.
В одном из помещений внутри остались железные кровати.
В целом усадьба Кантакузино превзошла наши ожидания. Планировалось как проходное место, но мы там провели достаточно много времени. И это мы ещё по парку не гуляли, а там ведь и вековые деревья есть.

Едем в Хэдэрэуцы. Снова смотреть старую деревянную церковь. На фотографии не она, но как ориентир сойдёт - очередная огромная новая церковь. На этот раз достроенная.
Рядом с ней - деревянная Вознесенская церковь, построенная в 1807 году. Только вот она уже не совсем деревянная - её обшили металлическими листами. Как вариант временной консервации, думаю, сойдёт.
За старой деревянной церковью, как обычно, стоят каменные надгробия. И снова, как обычно, они покрыты столькими слоями извёстки, что на них уже ничего не прочесть.
Из Хэдэрэуц - в Клокушну. Там мы хотели посмотреть на мельницу родителей Эмиля Лотяну, который родом из этих мест, но увидели только груду котельца. Может, и не там смотрели. Зато увидели старую деревянную церковь Св. Иоанна 1893 года постройки.
Во дворе церкви в Клокушне стоит такая конструкция. Так обычно обозначают алтарь церкви, которой больше нет.
Сегодня мы уже много увидели, пора ехать к месту ночёвки. Но по дороге мы проезжаем ещё через село Окница. Там есть усадьба Константина Стамати. И даже не разрушенная. Правда, оказалось, что сама усадьба на самом деле разрушена давно, а то, что мы видим - просто гостевой флигель, да и тот реставрированный. В общем, зайти внутрь никто не захотел.
Но в Окнице мы ещё остановились у старой деревянной церкви. И это - четвёртая за этот день! Во двор зайти, правда, не удалось. Это оказалась единственная закрытая церковь за всё время нашего путешествия.
Но через забор мы посмотрели на захоронения при ней. И там есть могила того самого Константина Стамати.
Ну теперь-то уж точно всё на сегодня. Едем в Липник, ночевать в местах, где в 1470 году сам Штефан Великий татар разбил. И это тоже в конце августа произошло, кстати. У тех мест можно найти любопытную достопримечательность - средневековый колодец, который датируют временами ещё до битвы. Как он выглядел - никто не знает, конечно. Нынешнее его обличие - это уже современное видение. И, надо сказать, весьма удачное.
Но многое перечёркивается разными факторами, которые уже зависят от местных властей. Во-первых, дорога к колодцу проходит через сельскую свалку, куда до сих пор выбрасывают мусор. Во-вторых, и в самом колодце мусор плавает.
А ведь это место может претендовать на одну из главных достопримечательностей нашей страны, учитывая историческую нагрузку в виде поля битвы с татарами.

Планировали заночевать в окрестностях колодца. Но, хотя сам колодец как памятник очень и приятен, как источник воды он совершенно бесполезен - внутри плавает мусор, и по словам пастушки - вода к питью вообще непригодна. Других источников рядом нет. Да и загрязнена территория. Пришлось уже вечером импровизировать и искать новое место. Но сначала - обратно в село за водой. И там мы столкнулись, можно сказать, с недружелюбным отношением к себе некоторых местных жителей. На самом деле одной местной жительницы, которая настоятельно просила нас не набирать воду из колодца на улице возле её дома, потому что там и так мало воды. Пошли искать другой колодец. Нашли и, наученные предыдущим опытом, спросили у людей вокруг - можно ли набрать из него воду? Нам разрешили. Вода оттуда оказалась настолько жёсткой, что при кипячении дала густой и обильный белый осадок.
В Липнике проблема с качественной питьевой водой, да и просто с водой стоит очень остро, как мы убедились.

После того, как запасы воды были пополнены, мы принялись колесить по округе, ища место для лагеря. Икали место тихое и красивое. И нашли.
В итоге Липник нам запомнился не своими водными и мусорными проблемами, а тем, что именно здесь мы нашли место, где нам всем спалось лучше и крепче всего за всё наше северное путешествие.


Комментарии