Вэрэнкэу - Люблин - Нимереука (20 мая 2023 г)

 

 Первый день двухдневного путешествия по северу Молдовы. Сегодня мы побываем в Сорокском районе - пройдёмся по селу Вэрэнкэу и полюбуемся тамошними скалами на берегу Днестра, поищем остатки бывшей еврейской колонии Люблин (найдём несколько старых надгробий на заброшенном кладбище), дойдём до Нимереуки , набредём на церковь, которую построил Ионикэ. Посмотрим и старое кладбище села Нимереука с удивительной троицей у старой церкви села. 

 Субботнее утро. Пройдя через старую часть села Вэрэнкэу, выходим на окраину, прилегающую к реке Днестр. Но выходим на высокий обрыв, с которого тут спуститься мы не можем. Но зато можем посмотреть, что нас ждёт.

Обходим обрыв и выходим к водам Днестра. Дальше мы будем двигаться по течению вдоль берега.
Ещё несколько недель назад нам было бы сложнее здесь пройти - очевидно, что уровень воды был повыше, берег ещё не до конца успел просохнуть.
Так мы и шли по узкой полосе берега: с одной стороны неслись прохладные воды Днестра, с другой - возвышались отвесные скалы.
Берег тут влажен ещё и от многочисленных ключей, которые бьют из-под скал.
Некоторые скалы удивляют нас необычностью своих форм. Мне приходилось видеть скульптуры, выглядевшие куда более бесформенными.
Очередной узкий участок. Однако пройти, не промочив обувь, можно.
Заметите ли вы, чем привлёк наше внимание этот камень на берегу Днестра? На нём высечены четыре цифры - «1861». Мы полагаем, что это - год. Надпись явно сделана не сейчас - она покрыта тем же осадочным слоем, что и весь остальной камень, который периодически затапливается речными водами.
Каждый шаг приносит радость. У нас не так уж и много подобных мест, где отвесные скалы примыкают к самой воде Днестра.
По пути заглядываем в овраги/ущелья, которые прорезают скалистый берег. Ничего особенного не замечаем, кроме чистоты и живописности этих мест.
Скалы отступают от берега, далее идём по широким полянам. Встречаем пастуха. По нашему обычаю, опрашиваем его - может, он видел здесь что-то интересное и необычное? Но пастух оказался неместным, и его географические познания здесь ограничивались всего несколькими километрами берега Днестра, где он пас овец и коз. Сам пастух издалека - аж из Кантемира.
Короткая молдавская весна уже переходит в длинное и жаркое лето. Для нас лето официально наступит, когда мы попробуем первую черешню. К слову, в Вэрэнкэу мы уже её видели, но она росла за забором, и попробовать её не удалось. Поэтому, у нас пока ещё весна, просто жаркая очень.
По пути в Нимереуку. Здесь берег Днестра выглядит так - широкая, плоская и вытянутая поляна, с одной стороны которой - Днестр, а с другой - скалы, поросшие лесом, в том числе и хвойным.
Одной из целью поездки было найти остатки исчезнувшей еврейской колонии Люблин. Основанная в 1842 году, она успела развиться и стать довольно успешной, но к нашему времени от неё ничего не осталось. Почти ничего. Среди высокой травы и густых кустов находим остатки кладбища. Здесь на фотографии видим надгробие, сохранившееся лучше остальных. Кладбище уже было изучено, люди знающие смогли прочесть и надпись. Тут покоится Иосиф, и умер он в августе 1868 года.
Всего на заброшенном кладбище исчезнувшего Люблина нами было найдено на поверхности 4 надгробия, на которых можно было различить хоть какие-то надписи. Также ещё можно различить остатки каменного забора кладбища.
От Люблина берегом Днестра держали дорогу дальше по направлению к Нимереуке. Вдали заприметили довольно большое строение, одиноко стоявшее среди полей и пастбищ. С большого расстояния мы не смогли понять, что это такое, но очень надеялись на родник - уж больно знойным выдался день.
Подошли к здание поближе, но вместо ответов получили ещё больше вопросов - строение явно напоминало церковь. Но весьма и весьма своеобразную.
Зашли внутрь. Может, здесь найдём хоть какой-нибудь намёк на предназначение здания? Но нет, внутри пусто.
Выходим, оглядываемся по сторонам в поисках хоть кого-нибудь, кого можно спросить про это строение. На нашу удачу вдали на поле работали люди. Мы их на время отвлекли своим любопытством, и вот что узнали - в селе Нимереука, расположенном неподалёку, живёт некий Ионикэ. Лет 10-15 назад Ионикэ решил построить тут на берегу Днестра церковь. Откуда у него возникла такая идея - мы так и не смогли выведать. Ионикэ построил всё своими руками, частенько приходил сюда и бил в колокол, сделанный из старого газового баллона. Потом Ионикэ стал приходить реже, церковь начала рассыпаться.
История удивительная, но мы решили её перепроверить и попробовать разузнать новые детали у других людей, встреченных нами в тот день на нашем пути. Встретили ещё одного пастуха, который на все наши расспросы ограничился кратким ответом, что церковь построил один мужчина. Сотрудники пограничной полиции рассказали побольше, но судя по всему, со слов других. По их данным, церковь построил священнослужитель из Нимереуки с намерением обустроить тут что-то вроде скита.
Из всех трёх версий наиболее полной и детальной была первая, к тому же люди, поведавшие нам историю церкви, утверждали, что знают того самого Ионикэ.
Поэтому для нас эта церковь пока будет церковью Ионикэ - Biserica lui Ionică.
На этот момент церковь Ионикэ - одна из самых необычных церквей, увиденных нами в Молдове. Начиная с того, что это даже и не настоящая церковь. Или наоборот - самая что ни на есть настоящая? Этого мы так и не поняли.
Настало время уходить от Днестра. Поднимаемся через шумный сосновый лес на скалы и возвращаемся в сторону Вэрэнкэу.
Но так как мы ещё у Нимереуки, то давайте на немного перенесёмся на следующий день, когда мы в это село на самом деле и попали. В Нимереуке мы хотели посмотреть на старую церковь с кладбищем. Их расположение довольно интересное - у самого берега Днестра на возвышенности, окружённой рвом.
В Нимереуке есть две церкви, эта - самая старая. Да и стоит она на месте, где раньше стояла ещё более древняя деревянная сельская церковь. Сейчас церковь особого интереса не вызывает (по крайней мере, внешне) в силу всех современных ремонтов по фасаду. Но вот погост вокруг неё сохранился неплохо.
На старом кладбище ещё стоят с десяток больших каменных крестов, современных захоронений нет.
Но самое-самое интересное на этом кладбище у старой церкви села Нимереука - эта каменная троица. Она выглядит так, будто бы стоит со времён ещё предыдущей, деревянной, церкви. А может, и с ещё более поздних времён.
Самое необычное изображение Иисуса, которое мы до сих пор встречали в Молдове. Каменное распятие у старой церкви села Нимереука.
На этом наше путешествие во времени и расстоянии закончилось, возвращаемся в субботу. Мы поднялись от Днестра и идём назад в Вэрэнкэу. Идём полями и лесами, останавливаясь рассмотреть цветы поинтереснее и покрасивее. Тут, например, мы видим цветущий горицвет летний (он же «уголёк в огне», он же cocoșelul de câmp). Красивый, лекарственный и ядовитый.
Вернулись к скалам Вэрэнкэу, смотрим на пройдёное нами сверху.
Надо добавить, что ещё одной из наших целей было проверить, как работают новые правила и процедуры получения разрешения для нахождения в пограничной зоне. Сейчас процедура упростилась многократно и стала весьма удобной - всё можно сделать очень быстро и онлайн. Сначала вам нужно получить разрешение на определённый срок в определённых пограничных зонах (приходит подписанное цифровой подписью на электронный почтовый ящик), потом непосредственно перед выездом предупредить, что вы будете находиться в такой-то и такой-то зоне в такой-то промежуток времени (получаете на электронный ящик подтверждение, зарегистрированное под определённым номером). Сотрудники пограничной полиции на местах иногда просят ещё и по телефону оповещать, но тут уже как у вас выйдет - телефоны не опубликованы, их нужно как-то самим искать, да и на самом деле это необязательно. Законный минимум, который от вас требуется , состоит из двух этапов, которые можно пройти онлайн - получение разрешения и предупреждение каждый раз перед выездом. Ну, и документы, удостоверяющие личность, при себе всегда иметь. Тогда никаких проблем с пограничной полицией у вас не будет. И зачем вам проблемы? Из нашего опыта могу сказать, что сотрудники пограничной полиции - лучшие друзья туриста. Милейшие люди, они и покажут всё, и расскажут, и счастливого пути пожелают. Этот раз был не исключением.
А новая процедура, кстати, работает и действительно удобная.
В Вэрэнкэу утром мы остановились у местного кладбища. Но в этот раз кладбище мы оставили на последнее. На десерт, так сказать. Кладбище интересное. У церкви стоят троицы - Памятники Героям. Слева - имена на румынском языке, и надпись «Monumentul Eroilor», справа - имена на русском (но уже другие имена), и надпись «Памятник Героев». Крест слева, очевидно, посвящён сельчанам, погибшим в Первую Мировую Войну, справа - непонятно. По-христиански оформленные старые памятники, сделанные в советское время, солдатам, погибшим во Вторую Мировую Войну, я пока не встречал у нас. Возможно, это всё же тоже относится к Первой Мировой Войне. Но почему тогда два разных памятника и на двух языках?
Особо древних надгробий на кладбище Вэрэнкэу мы не нашли. Много красивых каменных надгробий межвоенного и военного периода. Крест на фотографии датирован 1940-ми годами.
Крест, датированнй 1900-м годом.
У входа в церковь стоят несколько каменных троиц. Некоторые из них датированы. Самый старый крест датирован 1913 годом ( он на фотографии).

На этом первый день путешествия был завершён. Дальше нас ждали поиск подходящего места для лагеря и спокойный глубокий сон под пение птиц и крики ночных животных.

 

Комментарии