Единец, Ружница, Редюл Маре (01.05.2022 г)

 Второй день путешествия по северу Молдовы. Облазили старое еврейское кладбище города Единец, в Ружнице побродили по остаткам усадьбы Бибери, в Редюл Маре посетили место, с которого начинается наш великий Реут, а потом в том же селе затерялись в лабиринтах усадьбы Домбровского.

 Побродив с утра по скалам у Вэратика, отправляемся дальше на север. По пути останавливаемся на окраине города Единец. Тут расположено старое еврейское кладбище, куда мы уже давно хотели попасть. Интересности начинаются прямо со входа - табличка советского периода "Геодезический пункт. Охраняется государством".

А в нескольких метрах - ещё одна древность. Кладбищенский сторож уверял, что этот динозавр конца 50-х годов прошлого века всё ещё на ходу. Более того, сторож на нём и добирается на работу! Ну, на кладбище, то есть.
Как-то с самого начала мы поняли, что единецкое еврейское кладбище - особенное. Оно в довольно неплохой сохранности, и здесь присутствует огромное множество старых и красиво украшенных надгробий.
Наше любопытство и обилие старых еврейских кладбищ в нашей стране привело к тому, что мы всё-таки научились разбирать даты на подобных надгробиях (а эта та ещё задача, скажу я вам). Но практики у нас давно не было, потому в этот раз даже и не пытаемся, просто с восторгом изучаем надгробную символику. Из опыта мы уже знаем, что символика на таких кладбищах у нас довольно сильно отличается от одного населённого пункта к другому. В Единцах, например, очень много львов.
Из всех единецких львов нам понравился этот. Это же ведь лев, правда?
Встречаются и двуглавые орлы, но гораздо реже. Единицы таких надгробий в Единцах.
Кувшины - тоже частый мотив на единецком кладбище.

А вот оленей мы у нас встречаем впервые. Это, конечно, далеко не полный перечень символов на единецком кладбище. Сюда можно добавить свитки, листья, разнообразных птиц, цветы жизни и прочее. Очень разнообразно. Будто бы по художественной галлерее ходишь.


 Лица из прошлого. Из Единцев, которых уже нет. Из Бессарабии, которой уже нет.

Одно из самых необычных надгробий на единецком еврейском кладбище. Само по себе богатое и высокое, оно нас заинтриговало надписью. А написано там следующее: "Здесь покоится прах владельца села Фитешть С. Ю. Кауфмана, умершего 23 июня 1905 года 70 лет от роду". Как Кауфман смог стать владельцем целого села в те времена?
Долго мы бродили меж старых надгробий еврейского кладбища города Единец. Кладбище весьма интересное, и неплохо сохранилось. Оно побогаче и покрасивее всех других наших еврейских кладбищ будет (из тех, что нам на сегодняшний день удалось посетить).
Из Единец едем в Ружницу. Там у нас запланированы остатки усадьбы Бибери. Первое, что мы повстречали - это вот это строение. Поначалу мы не поняли, что это такое - подземное помещение, круглое в сечении, покрытое куполом. Может, усыпальница? Только потом мы разузнали, что это - ледник усадьбы. То есть, тут запасали лёд на всякие хозяйственные нужды. Сейчас тут запасли горы мусора, причём на долгие годы вперёд.
Касательно усадьбы Бибери у нас особых ожиданий не было - мы знали, что на самом деле старой усадьбы не существует уже давно. Сохранился только гостевой флигель, в котом также располагалась и кухня. Но что мы увидели!
Вот и свидетельство того, что в гостевом доме располагалась и кухня усадьбы Бибери - большая печь.
Сам гостевой дом, как и усадьба, был построен во второй половине XIX века. В межвоенный период тут заменили кровлю, поэтому сейчас она сплошь из румынской черепицы с красивыми клеймами с изображениями быков и оленей.
Под гостевым домом усадьбы Бибери есть несколько подвалов. Куда-то можно проникнуть легко, куда-то сложнее. Беглый осмотр показал, что тут есть три входа в три отдельных подвала, каждый из которых состоит из нескольких помещений.
В подвалах сейчас ничего нет. Только в одном, который вроде как был котельной, ещё стоит старая цистерна.

Исследуем другой подвал под гостевым домом. В этот попасть было уже чуть труднее.
Нам показалось странным, что подвалы между собой не сообщались ходами, хотя в стенах были небольшие окошки и проломы, через которые можно было заглянуть в соседнее подземелье.

Гостевой дом усадьбы Бибери намного превзошёл наши ожидания. Он оказался большим, а остатки былого великолепия ещё впечатляют. И мы подумали - если гостевой домик такой великолепный, то как же тогда выглядело само здание усадьбы? Пока мы знаем, что было оно трёхэтажным.

 

Перемещаемся в Редюл Маре. Село известно и тем, что в нём находится исток Реута. Вполне естественно, что это такое знаковое место захотели облагородить. Это и получилось, и не получись одновременно.

Начнём с того, что сам исток Реута банально высох. Поговаривают, что это произошло сразу после того, как над ним установили ту громадную каменюку-памятник, что вы увидели на предыдущей фотографии. И исправить эту ситуацию пока никто не взялся. По-настоящему Реут сейчас начинается из родников, которые расположены чуть ниже в селе.
Золотые слова! Глубокомысленные цитаты знаменитых людей, высеченные в камне. Особенно символично, что находится это у пересохшего истока Реута.
Но не всё так грустно, там же расположена колонка, которая работает, и из которой можно умыться и запустить Реут. Так что, если вы сейчас у Реута, то знайте - и мы приложили к этому руку. Буквально стояли у самых истоков.
Отправились по селу к следующему пункту в нашем туристическом меню - старинной усадьбе, расположенной посреди такого же старинного огромного парка. От парка остался заросший непролазный лес, от усадьбы - руины. Как раз то, что мы и ищем.
В Редюл Маре расположена усадьба Домбровского, построенная в начале XX века. Парк вокруг неё был разбит в то же время. Сейчас вы не сразу поймёте, что это когда-то был ухоженный и весьма продуманный парк, но уж поверьте.
Сама усадьба Домбровского снаружи выглядит довольно скромно, как вы и сами смогли убедиться по предыдущим фотографиям.
Но внутри она совсем другая. Да, никакого убранства не сохранилось, но намёки на былую роскошь - повсюду. Также, как и двери, ведущие в никуда.
Откуда бы вы ни проникли в усадьбу Домбровского, вы обязательно придёте в самый её центр.
В центре усадьбы располагалось что-то вроде большого зала, по периметру которого находились выходы в остальные помещения и блоки здания.
Центральный зал был увенчан большим куполом в виде шатра. Сейчас он обвалился.
В этом же зале ещё можно уидеть большой камин. Развалины могут производить гнетущее впечатление, но мы уже давно научились видеть сквозь разруху красоту, воскрешая былое великолепие в своём воображении. Видим роскошную мебель, красивые люстры, слышим тихую музыку и мягкие шаги, встречаемся глазами с бывшими обитателями, улавливаем их голоса. И надеемся, что это всего лишь наше воображение.
В усадьбе Домбровского мы отмечаем обилие света. Почти везде хватает естественного освещения, проникающего через многочисленные широкие окна.
Какое-то странное здание. Бесконечное.
Старая дореволюционная плитка на полу всё ещё в отличной сохранности. Она как новая. И это в то время, когда всё вокруг ветшает и рушится.
Очередной неожиданный проход через то, что нам казалось встроенным в стену шкафом.
Дальше вообще неожиданное - в очевидно одноэтажном здании обнаружилась лестница, ведущая наверх.
Очень осторожно поднялись по деревянной ветхой лестнице. Наверху обнаружилась мансарда, и тоже странная - с комнатами, расположенными на разных уровнях и соединённых между собой ступенями.
Одна их комнат мансарды. Когда-то это было укромным и тихим уголком в этом большом здании. Да и сейчас, собственно, тоже.
Тут же обнаруживается проход на чердак. И здесь мы уже не стали испытывать судьбу - дальше идти было действительно уж очень рискованно.
Поэтому из мансарды так же осторожно спускаемся по узкой деревянной лестнице и идём дальше бродить по лабиринту усадьбы.
Заходим в комнату, весьма интригующе выглядящую. Это и ставни, и белая кафельная плитка, и облупленная краска и загадочные остатки какого-то механизма, свисающего с потолка. Да здесь кино снимать можно.
От местных жителей мы знаем, что в заднии бывшей усадьбы в советское время располагалось нечто вроде туберкулёзного санатория-профилактория. Да и усадьба внутри носит явный отпечаток использования в медицинских целях. Но не знаю, как и что там насчёт санатория, но эта комната уж очень похожа на разгромленную операционную.
Усадьба Домбровского нам очень понравилась. Она очень странная. Внешне она скромная и небольшая, а внутри она значительно больше. Возможно, это просто иллюзия, созданная лабиринтом ходов, возникшим после многочисленных перестроек. Все эти странные двери, которые ведут то ли в очередной встроенный шкаф, то ли в другое помещение, все эти разные по размеру помещения от крохотных каморок до огромных залов, неожиданная мансарда, закрашенные краской стёкла и многие другие мелочи - …
See more
Выходим из усадьбы и обходим здание вокруг. И снова не понимаем, как в таком небольшом на вид доме всё увиденное нами уместилось, и как так получилось, что мы там внутри провели так много времени?
Изучение усадьбы Домбровского отняло у нас так много сил, что посещениеследующих объектов по запланированному нами маршруту было решено отложить на следующую поездку в эти края. А сейчас - домой, отдыхать и переваривать всё увиденное за эти два дня.









 










Комментарии