Избиште, Рэкулешть, Бэлэшешть, Моровая (19 февраля 2022 года)

 Два дня в Криулянском и Оргеевском районах. Первый день был пешеходным. Мы побывали в Избиште, Рэкулешть, Бэлэшешть и в Моровой. Посмотрели руины усадьбы Синадино, нашли большой подвал, в Рэкулешть и в Бэлэшешть мы осматривали местные старые кладбища, видели интересные надгробия. В Моровой зашли в ущелье, там карабкались по скалам, любовались закатам и разбили лагерь на опушке лесочка с восхитительными видами.

 Начинаем своё путешествие с прогулки по руинам. В селе Избиште Криулянского района сохранилась усадьба Синадино. Сохранилась - это в какой-то мере преувеличение, но многим другим старым усадьбам даже и так не повезло.

Тут в Избиште хоть какой-то шанс на восстановление есть. Хотя я и в это не верю. Рад, что хоть стены застал.
Усадьба Синадино упоминается иногда и как усадьба Палади.
Сама усадьба сейчас, может, и выглядит не очень, но зато рядом с ней расположены обширные подземелья - большой и глубокий подвал.
Об этом подвале никто из нас не знал, поэтому он оказался весьма приятным сюрпризом.
В отличии от усадьбы, подвал находится в неплохом состоянии. Разве что прибрать от мусора нужно.
В общем, в селе Избиште есть что посмотреть.
И это мы ещё не всё показали - проехали мимо нескольких замечательных советских мозаик, но в этот раз не остановились и не сфотографировали.
Следующая остановка - село Рэкулешть. Там нас интересовало старое сельское кладбище с надгробиями аж XVIII века. Но тут нас постигла неудача, причём весьма неожиданная. Нет, кладбище мы нашли. Но попасть мы туда не смогли - вход либо через церковный двор (оказался заперт), либо через двор дома при церкви (тоже заперто). Кладбище - место общественное, поэтому мы бы могли довольно легко и через забор пройти туда. Но было нечто, что нам помешало это сделать. А именно - кладбище было превращено в обычный хозяйский двор с курятниками и личными вещами. Проникнуть туда значило бы пойти на конфликт, чего мы стараемся избегать.
Но ситуация, конечно, немыслимая. Старое кладбище Рэкулешт, церковный двор, домик при церкви (явно священнослужителя), и погост превращен в придомовое хозяйство. Из трёхсотлетних надгробий обустроили простой курятник. Даже если бы нам сюда и удалось пройти, мы бы и мало что прочли на этих камнях - пришлось бы разбирать эти курятники.
Так мы на это кладбище и не попали.
Что я хотел найти там? Там есть надгробие на могиле пастуха, убитого молнией в 1746 году, о чём надпись на надгробии и сообщает.
Со старым кладбищем соседнего села Бэлэшешть ситуация получше. Но там и захоронения до сих пор проводятся. И снова мы не просто так сюда заглянули - ищем конкретное надгробие.
Кладбище села Бэлэшешть. Искали надгробие не очень долго, так как надгробный камень оказался довольно внушительным и видным.
Привожу текст по трудам Эмануила Брихунец:
"Аич заче Георгицэ Лунгул фечорул луй Верлан фрателе луй Андрунаке че-ау фост трэитор ын Машкэуц ши ау рэпосат дупэ фомей ын зилеле луй Ио Михай Воевод в лет 7227. Поп Вас. Алексий пис"
Не особо разборчивые места привожу по трудам Э. Брихунец.
То есть, здесь покоится Георгицэ Лунгул, умерший от голода в 1719 году во времена господаря Михая (Михай III Раковицэ). Упоминается, что Георгицэ был сыном Верлана, и братом Андрунаке. А подпись в конце указывает, что надпись на надгробие высек поп Василе Алексий."

Существует несколько версий трактовки прочтения этой надписи, но из них наиболее логичной мне кажется эта.
На этом наша культурная программа на сегодня подошла к концу. Приезжаем в Моровую и с рюкзаками идём гулять по местному ущелью. Сразу бросаются в глаза изменения - здесь явно недавно прошёл очень мощный поток воды. Спросить, как обычно, было некого.
Ущелье у села Моровая. Лагерь будем разбивать в месте вот с такими видами. Не жалуемся.
Разбив лагерь, идём гулять дальше по ущелью, но уже налегке. Оставлять лагерь без присмотра не опасаемся - мы всегда останавливаемся в местах малолюдных, никто в здравом уме там ходить не будет.
Я в этой скале увидел черепаху с вытянутой передней лапой. Но Дана утверждала, что перед нами - баранья голова. Я пригляделся - и точно! Голова исполинского барана в ущелье у села Моровая.
Скалы невысокие, можно и покарабкаться немного. И согреемся, и аппетит к ужину нагуляем.
Ничего нового и необычного - просто Дмитрий рисуется. У Дмитрия вынужденная смена имиджа. Месяц назад при нашем восхождении на Поп-Иван Черногорский он дал обет, что если нам и удастся в том снежном аду добраться до вершины, то он сбреет бороду и обреет наголо голову (вот так там тяжело было). Дмитрий поступил опрометчиво, но слово своё сдержал.
Ну, и разумеется, со скал можно лучше осмотреть местность, что нас окружает.
А виды глаз радуют, ведь ущелье у села Моровая - одно из самых живописных в Молдове. При этом легко проходится, до него легко добраться, и находится оно рядом с самым туристическим и посещаемым местом - Старым Оргеевом.
Ходим по ущелью до сумерек. Останавливаемся только для заката - такими спектаклями мы готовы любоваться всегда. Возможно, это одна из основных причин таких походов с ночёвками в самых сумашедших местах.
Зимой почему-то красивые закаты редки. Может, потому что и темнеет быстро. Поэтому эти краски для нас - как обещание скорой весны, даже если мы ещё и первых цветов пока не видели.
Закат был долгим, мы уже устали сидеть, начав замерзать. Любовались кровавым небом уже на ходу.
Горизонт горел ещё и буквально - где-то за Машкэуцами горели поля и луга, а ветер доносил пепел прямо до нас.
Спали замечательно, несмотря на то, что ночью температура упала ниже нуля. К лесным звукам и крикам диких зверей и птиц мы уже давно привыкли, они даже убаюкивают. Слышали ли вы, как кричат лисы?

 

Комментарии